Эксперт об импортозамещении и внешнеполитических приоритетах Беларуси в контексте Послания Президента

Эксперт об импортозамещении и внешнеполитических приоритетах Беларуси в контексте Послания Президента

Для Беларуси во внешней торговле сейчас в приоритете стратегическое партнерство с Россией и Китаем. Актуальны также рынки Азии, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки. На этом делал акцент Президент в Послании белорусскому народу и Национальному собранию. Кроме того, на повестке вопросы импортозамещения и наращивания инвестиций. Более подробно на данных направления в беседе с корреспондентом БЕЛТА остановилась старший преподаватель кафедры экономической теории и маркетинга Белорусского государственного технологического университета Юлия Абухович.

- Президент в Послании обозначил в качестве приоритета во внешней торговле сотрудничество со стратегическими партнерами - Россией и Китаем. Также он поставил задачу усилить вектор взаимодействия со странами Азии, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки. Какие перспективы, на ваш взгляд, у Беларуси на традиционных и новых рынках сбыта?

- В обращении Президента белорусскому народу и парламенту традиционно определяются приоритеты развития нашей страны, в том числе шаги по углублению сотрудничества с другими странами. Особенностью Послания этого года, когда, по словам самого главы государства, на планете становится все меньше и меньше места для безопасной и достойной жизни, а предчувствие эпохальных перемен буквально витает в воздухе, стало честное и открытое обсуждение той нездоровой ситуации, которая сложилась в международных отношениях.

Выходом из сегодняшней кризисной ситуации в мире, возникшей и обостряющейся по инициативе ряда стран, традиционно обозначаемых собирательным понятием "Запад", очевидно становится укрепление связей между старыми - проверенными друзьями, государствами, являющимися стратегическими партнерами, а также еще более интенсивный поиск точек сближения с другими странами, так же, как и Беларусь, обеспокоенными деструктивными процессами в мировой политике и экономике.

Россия - это важнейший партнер нашей страны во всех сферах, включая экономическую. Наши двусторонние экономические связи не ограничиваются взаимной торговлей, а распространяются на все виды экономических процессов и отношений, взаимодействие носит всеобъемлющий и многоплановый характер.

Не секрет, что Россия для Беларуси - торговый партнер номер один. Меньше известно, что и для России Беларусь является крайне важной страной и эта важность в последний год еще больше выросла. Беларусь, обычно занимавшая третье-четвертое место в ряду основных торговых партнеров РФ, в прошлом году заняла второе место (уступив только Китаю), обойдя Германию - экономику в шестьдесят раз большую.

В структуре импорта России почти половину занимают машины и механизмы, около 20% - так называемый промежуточный импорт (компоненты, детали, узлы), 16% - потребительские товары, 12% - продовольствие и 6% - лекарства. Очевидно, что сокращение торговых отношений России с европейскими и североамериканскими странами привело к росту товарооборота с дружественными ей странами, обладающими возможностями произвести все то, в чем российская экономика стала остро нуждаться.

Беларусь имеет хорошо зарекомендовавшую себя и высокоразвитую промышленную базу, что делает ее подходящей для экспорта промышленной продукции на традиционные рынки. Наша страна также заработала репутацию надежного поставщика сельскохозяйственной и пищевой продукции, предоставляя возможности для выхода на традиционные рынки с высоким спросом на такую продукцию.

В дополнение к уже имеющимся возможностям, сформированным в ходе строительства Союзного государства и экономической интеграции в рамках ЕАЭС, в настоящее время идет пересмотр существующих схем производственных и торговых взаимоотношений, углубления промышленной кооперации, организации выпуска продукции в рамках замещения ставшего недоступным импорта из недружественных стран.

Недавний визит главы белорусского государства в КНР показал масштаб интереса двух стран к продолжению взаимовыгодного взаимодействия на высочайшем уровне всепогодного и всестороннего стратегического партнерства. Были согласованы общие подходы к сотрудничеству в многочисленных областях: от торговли, логистики, промышленности, сельского хозяйства до научной и экспертно-аналитической деятельности, безопасности и обороны. Наши страны начали решать вопросы расширения сотрудничества двух стран в области производства биотехнологической и машиностроительной продукции, здравоохранения и медицины, увеличения числа прямых авиационных рейсов. Было подписано несколько крупных коммерческих контрактов, создающих основу для формирования современных производств, а по сути - новых отраслей белорусской экономики.

Новые зарубежные рынки придадут белорусской экономике дополнительную устойчивость. Работа на этом направлении ведется давно, и уже есть ощутимые успехи, но перспективы по-прежнему огромные.

Страны Ближнего и Среднего Востока, в частности Иран и Объединенные Арабские Эмираты, являются привлекательными для Беларуси рынками с растущим спросом на промышленное оборудование и сельскохозяйственную продукцию. Кроме того, государства Персидского залива будут выступать и участниками более сложных торгово-экономических и инвестиционных схем.

Беларусь успела наладить тесные экономические связи с Сингапуром и другими странами Юго-Восточной Азии, особенно с Вьетнамом и Индонезией, что в современных условиях может обеспечить ценный доступ к их рынкам, а также опосредованно - к рынкам третьих стран, и возможности для инвестиций в новые отрасли белорусской экономики. Пока еще не полностью раскрыт потенциал экономического сотрудничества Беларуси со странами Южной Азии, прежде всего с Индией.

Латинская Америка в силу объективных причин - географической удаленности и обострившихся транспортно-логистических сложностей - представляет собой по большей части неиспользованный рынок для Беларуси с потенциально очень значительным спросом на белорусскую продукцию.

Африка также является слабо освоенным белорусскими предприятиями регионом, но имеет весьма большой потенциал для долгосрочных инвестиций и торговых возможностей, особенно в таких областях, как развитие инфраструктуры, горнодобывающая промышленность и сельское хозяйство. Визит Президента Беларуси в Зимбабве в феврале этого года наглядно показал высокую заинтересованность африканцев в сотрудничестве с нашей страной. Хорошие перспективы имеет работа с Кенией, Ганой, Ботсваной, Замбией, франкофонными африканскими странами.

Не будем сбрасывать со счетов и наши традиционные рынки в Европейском союзе. Продолжающиеся недружественные действия и сохранение санкционных ограничений препятствуют работе на западноевропейском направлении. Вместе с тем многочисленные факты свидетельствуют о том, что интерес деловых кругов к продолжению взаимовыгодных отношений с белорусскими контрагентами не исчез, но его реализация сопряжена с необходимостью использования новых, более сложных схем работы.

- Создание полноценного экономического союза на евразийском пространстве "без изъятий и ограничений" также остается приоритетной задачей. Какие вы видите перспективы Беларуси в качестве страны - участницы данного союза на мировом рынке? Какое значение имеет членство в ЕАЭС в современных условия и какие возможности это дает нашей стране?

- В качестве члена Евразийского экономического союза Беларусь обладает доступом к рынку с населением более 180 млн человек, что создает потенциал для расширения потребительской базы отечественных товаров и услуг. Одновременно белорусские предприятия могут извлечь выгоду из повышения конкурентоспособности на рынке ЕАЭС за счет доступа к более дешевому сырью, более эффективным цепочкам поставок, ключевым транспортным путям, инфраструктурным узлам и разнообразным технологиям. В странах союза в совокупности объективно больше инвестиционных ресурсов.

Функционирование ЕАЭС позволяет снизить торговые барьеры между странами-членами, облегчая белорусским предприятиям импорт и экспорт товаров и услуг. ЕАЭС способствует созданию стабильной экономической среды для стран-членов с помощью таких мер, как согласованная денежно-кредитная и фискальная политика. В целом, данный союз обеспечивает платформу для экономической интеграции стран-членов, что имеет большое значение в наступившие времена, когда мир раскалывается на обособляющиеся союзы и блоки.

Кроме того, хотя ЕАЭС изначально создавался как объединение экономического характера, в результате его деятельности образуются различные экстерналии, впоследствии положительно влияющие на экономическое положение стран-членов. В числе таких благотворных факторов - повышение благополучия населения и связанное с этим укрепление общественной безопасности, сотрудничество в области инноваций, в свою очередь стимулирующее экономический рост и развитие, а также расширение культурного обмена и взаимопонимания между странами-членами, способствующее снижению транзакционных издержек на едином рынке и т.д.

- Также в Послании большое внимание уделялось предстоящему вступлению Беларуси в Шанхайскую организацию сотрудничества. На каких новых рынках благодаря этому наша страна сможет занять более прочные позиции и как это повлияет на статус республики на международной арене?

- Полноправное членство Беларуси в Шанхайской организации сотрудничества дает стране дополнительные возможности в ее международных политических и экономических отношениях.

Это прежде всего укрепление политических связей с другими государствами-членами, государствами, дружественными по отношению к Беларуси. Участие в работе ШОС приведет к более интенсивному дипломатическому взаимодействию по таким вопросам, как координация внешнеполитических позиций, безопасность и оборона. Сотрудничая с такими важными для мировой политической системы странами, как Россия, Китай, Индия, государство - член организации включается в процессы уже не только регионального уровня. Полноправное членство Беларуси в ШОС объективно повышает ее международный авторитет и статус.

Растет потенциал экономического сотрудничества: Беларусь может расширить партнерские отношения с государствами - членами ШОС для увеличения своего экспорта и инвестиций, особенно в области энергетики, транспорта и логистики. Став полноправным членом ШОС, Беларусь получит более широкий доступ к новым рынкам, особенно в Центральной Азии. Это может позволить диверсифицировать торговые и инвестиционные связи и уменьшить зависимость от своих традиционных партнеров на Западе.

Благодаря вступлению в ШОС Беларусь может сыграть решающую роль в соединении экономик Азии и Европы в рамках инициативы "Один пояс, один путь", в том числе в более широком формате сопряжения этого проекта с другими региональными инициативами и институтами, в частности с ЕАЭС.

- Тема импортозамещения также на повестке дня, особенно в связи с санкциями. Каких результатов Беларуси удалось достичь в этом направлении? Какие наши перспективы, чтобы снизить зависимость от импорта?

- В последнее время Беларусь вынужденно проводит политику импортозамещения, чтобы уменьшить свою зависимость от иностранных товаров и услуг, особенно в условиях ужесточения санкций и ограничений со стороны западных стран.

В целом наша страна добилась определенных успехов в снижении своей зависимости от импорта в некоторых отраслях, особенно в секторах сельского хозяйства, строительных материалов и машиностроения.

Беларусь значительно увеличила внутреннее производство мяса, молока и овощей, еще больше сократив свою и так не слишком большую зависимость от импортных продуктов питания. Страна своевременно вложила средства в модернизацию своего сельскохозяйственного сектора и увеличение мощностей по производству продуктов питания, что обеспечило насыщение внутреннего рынка и привело к увеличению экспорта этой продукции.

Кроме того, Беларусь уделяет приоритетное внимание развитию отечественной промышленности строительных материалов, снижая свою зависимость от импортных товаров, таких как цемент, кирпич и кровельные материалы. Это позволило также нарастить экспорт стройматериалов в соседние страны, особенно в Россию.

Также наша республика увеличила внутреннее производство машин и оборудования, особенно в области сельского хозяйства и транспорта. Это привело к увеличению экспорта тракторов, грузовиков и другого оборудования в соседние страны, особенно в Россию и Казахстан.

Однако все еще есть несколько секторов, в которых Беларусь по-прежнему сильно зависит от импорта, особенно в области энергетики, фармацевтики и высокотехнологичного оборудования.

Наша страна импортирует почти всю свою нефть и газ из России, что делает ее сильно зависимой от соседа в плане поставок энергоресурсов. С недавних пор к этому добавилось топливо для АЭС, что при увеличении общей зависимости от импорта энергоресурсов из соседней страны относительно сократило возможность отдельных поставщиков (нефти, газа и ядерного топлива) диктовать свои условия.

Беларусь по-прежнему заметно зависит от импорта лекарств, особенно из России и Европы.

В настоящее время нам не хватает инфраструктуры и опыта для производства определенных видов высокотехнологичного оборудования, такого как компьютерная техника и медицинское оборудование, что приводит к значительной зависимости от импорта.

В целом, несмотря на то, что Беларусь добилась прогресса в снижении своей зависимости от импорта в определенных секторах, еще многое предстоит сделать для достижения большей самодостаточности ее экономики. Союз Беларуси с Россией поможет в достижении этой цели, особенно учитывая нынешний геополитический климат и растущую напряженность в отношениях стран-союзниц с западными странами.

- Кроме того, глава государства затронул тему инвестиций. В частности, обозначил, что нужно наращивать вложения в производства и стимулировать ответственных инвесторов. Какие страны могут быть заинтересованы в инвестициях в Беларусь?

- В предыдущие годы заинтересованность в инвестировании в Беларусь проявляли такие страны, как Россия, Китай, Германия, Франция и Великобритания. Заметное место в инвестиционном сотрудничестве с нашей республикой занимали международные институты, прежде всего Международный банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк. Сложившаяся ситуация не располагает к продолжению обычных форм взаимодействия, но сокращение активности ряда прежних инвесторов компенсируется увеличением вовлеченности наших верных партнеров - России и Китая - и возросшим практическим интересом стран, ранее слабо участвовавших в финансировании инвестиционных проектов в нашей стране.

Для отечественных инвесторов целесообразно вкладываться в отрасли, которые имеют высокий потенциал для роста, такие как информационные технологии, сельское хозяйство, производство и логистика. Правительство также определило несколько приоритетных секторов для инвестиций, включая цифровизацию, биотехнологии и возобновляемые источники энергии.

Среди первоочередных задач по развитию инвестиционного процесса в стране - формирование разнообразных каналов передачи свободного капитала, в том числе банки, венчурные компании, частный капитал, краудфандинг и государственные субсидии. На сегодняшний день недостаточно используется наличие в Беларуси собственной фондовой биржи, способной, с одной стороны, предоставлять отечественным предприятиям доступ к публичным рынкам акционерного и долгового капитала, а с другой, направить сгенерированный национальной экономикой операционный денежный поток на цели инвестирования и реинвестирования. В совокупности это приведет к насыщению экономики необходимыми средствами, будет способствовать ее росту, модернизации и диверсификации ее структуры.

По материалам БЕЛТА